Кто может применять упрощенку Печать

Возможность применения упрощенки зависит:

  • от характера деятельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Полный перечень организаций, которые в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса РФ не могут применять упрощенку, приведен в таблице.

В государственных и муниципальных учреждениях:

Не вправе применять упрощенку казенные и бюджетные учреждения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

На автономные учреждения такое ограничение не распространяется. Кроме того, автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178.

Обособленные подразделения

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно.

Однако это правило действует при выполнении следующих условий.
Во-первых, должны быть соблюдены стоимостные и количественные показатели, ограничивающие право применения упрощенки (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Во-вторых, обособленное подразделение не должно быть указано в учредительных документах организации (автономного учреждения) в качестве филиала или представительства. Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ запрещает применять упрощенку организациям, имеющим структурные подразделения с таким статусом (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства» (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Поэтому организации или автономные учреждения могут применять упрощенку, если их обособленные подразделения не имеют статуса филиала или представительства.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

При нарушении хотя бы одного из этих условий организация, автономное учреждение не вправе применять упрощенку.

Условия применения УСН

Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

  • размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При этом с целью применения упрощенки с 2013 года ограничение в размере 100 000 000 руб. применяется только в отношении остаточной стоимости основных средств, без учета нематериальных активов. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и положений подпункта «в» пункта 10 статьи 2 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

Лимит дохода

Ограничения, касающиеся размера полученного дохода, зависят от того, применяют организации, (автономные учреждения) упрощенку в настоящее время или только собираются перейти на нее.

Организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2013 года, если по итогам девяти месяцев 2012 года ее доход не превысит 45 000 000 руб. Это следует из положений подпункта «а» пункта 10 статьи 2 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

В государственных и муниципальных учреждениях:

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку коммерческих организаций

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В городе, где работает «Альфа», розничная торговля переведена на ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2013 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2012 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2012 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2013 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 45 000 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости амортизируемого имущества «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2013 года.

Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку автономных учреждений

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В городе, где работает «Альфа», розничная торговля переведена на ЕНВД. С оптовых операций автономное учреждение платит налоги по общей системе налогообложения.

Сумма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, составляет 54 000 000 руб.

С 1 января 2013 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета за девять месяцев 2012 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 9 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 3 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных учреждением за девять месяцев 2012 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2013 года, равна:
9 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 10 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
10 000 000 руб. <45 000 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости амортизируемого имущества «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2013 года.


Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки. Налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2012 и по итогам 2012 года его доходы не превысили 60 000 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 4 Закона от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ).

При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • авансы, полученные налогоплательщиками, которые до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:

  • доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137).

При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки коммерческой организацией

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В городе, где работает «Альфа», розничная торговля переведена на ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2012 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2012 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2012 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки. Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2012 года доходы составили:

  • 13 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход организации за 2012 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 13 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 61 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень, с 1 октября 2012 года организация утратила право на применение упрощенки.

Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки автономным учреждением

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В городе, где работает «Альфа», розничная торговля переведена на ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2012 года автономное учреждение применяет упрощенку.

За девять месяцев 2012 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, составляет 54 000 000 руб.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2012 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки. Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, автономное учреждение вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2012 года доходы составили:

  • 13 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход учреждения за 2012 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 13 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 61 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень, с 1 октября 2012 года учреждение утратило право на применение упрощенки.

Численность сотрудников

При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Порядок определения средней численности сотрудников установлен в указаниях по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435.

В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации, автономные учреждения сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 15 августа 2011 г. № 355.
Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 19 августа 2011 г. № 367.

Остаточная стоимость внеоборотных активов

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какое имущество организации (автономного учреждения) признается амортизируемым по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость такого имущества по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В государственных и муниципальных учреждениях:

Автономные учреждения при расчете остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (в целях применения ограничения, предусмотренного подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) не учитывают следующее имущество:

  • имущество, полученное от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности;
  • имущество, полученное в качестве целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
  • имущество, приобретенное (созданное) за счет средств целевого финансирования (в т. ч. субсидий).

Такой порядок следует из положений подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12, статьи 256 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 9 августа 2011 г. № 03-11-06/2/116, ФНС России от 18 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11562.

Если организация (автономное учреждение) планирует перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором планируется подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если организация (автономное учреждение) уже применяет упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета амортизируемого имущества используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки).

После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость амортизируемого имущества, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости амортизируемого имущества, ограничивающего переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2013 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2013 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2013 года.

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены. В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);

на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).